Попечительский совет
Попечительский совет школы - это коллегиальный орган Государственно - общественного управления школой, призванный решать в первую очередь задачи стратегического управления школой. Сказано коротко, но, может быть, пока не очень ясно. Попробуем разобраться, что это означает. Когда школой управляют только представители официальной "властной вертикали" - учредители школы (гороно, районо, главы местных администраций), члены школьной администрации во главе с директором (а именно так пока обстоят дела в большинстве наших школ), характер управления можно обозначить как исключительно "государственный", ведомственный. Но если к реальному управлению школой начинают привлекаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 14 лет назад в ст.2 Закона РФ «Об образовании». Это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания Попечительских советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и представители общественности (родители, активные и уважаемые граждане), не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.
Попечительский совет не единственный и не первый в истории нашей школы орган общественного участия в школьных делах. В то же время он существенно отличается от своих «предшественников» и «современников». В отличие от органов внутришкольного самоуправления, отстаивающих особые интересы и права отдельных групп участников образовательного процесса - учащихся (ученические комитеты, советы старшеклассников, советы выпускников), родителей (родительские комитеты школы и классов), педагогов (педагогические и методические советы), Попечительский совет является общешкольным внутренним органом управления школой (органом внутришкольного управления) и должен поэтому представлять, выражать и защищать общие интересы всех участников образовательного процесса.
Что такое современная российская школа? Члену Попечительского совета очень важно понимать, что такое школа, как устроена эта сложная социальная организация и какие задачи стоят сегодня перед российской школой в целом.
Особенностью нынешней ситуации является то, что с начала XXI века российская школа вступила в полосу обновления - модернизации. Образование рассматривается государством как институт, который должен способствовать осуществлению «прорыва» России к новому уровню экономики и новому качеству жизни ее граждан. Но чтобы стать таким институтом, образование должно соответствовать новым требованиям времени. Среди главных задач модернизации российского образования - достижение современного качества, доступности и эффективности образования, рост его открытости и общественной привлекательности. Это означает, что выпускники в больших и малых городах, селах и станицах должны выходить из стен своих школ компетентными людьми, способными успешно действовать в сложных жизненных ситуациях, активными гражданами, а сами школы должны научиться более эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении возможности и ресурсы и привлекать дополнительные. Намечены пути решения этих задач: создание новых образовательных стандартов, введение объективной оценки качества образования, построение более разумной и эффективной сети образовательных учреждений, изменение образовательных технологий, информатизация школы, обновление системы финансирования школ и оплаты труда учителей... Все эти направления работы требуют значительных изменений их основах существования школы, а значит - и в управлении ею. Именно поэтому в рамках документов по модернизации школы большое внимание уделено повышению качества управления, и именно поэтому среди приоритетных задач - задача развития институтов общественного участия в управлении. Хорошая школа решает сегодня множество задач, а именно: • познавательные задачи, связанные с формированием у ребят ключевых компетентностей: • способность учиться и добывать нужную информацию, строить отношения с окружающими людьми, решать практические проблемы, то есть то, что необходимо школьнику, чтобы стать успешным современным человеком; • задачи воспитания и социализации, связанные с формированием ребенка как гражданина, члена общества, личности, со своей нравственной и ответственной позицией; • задачи психического и творческого развития, подразумевающие развитие духовной жизни личности, ее интеллекта, воли, эмоций, творческих дарований; • задачи сохранения здоровья учащихся, приобщения их к здоровому образу жизни. Основные полномочия Попечительского совета
Попечительский совет существует в основном для того, чтобы определять стратегические направления в деятельности школы и наблюдать за тем, как они претворяются в жизнь директором и школьным персоналом. Стратегия - вот основное поле работы Попечительского совета. Задача школьных управляющих - коллегиально выработать в ясной и понятной форме цели, ради которых должна работать школа. Этим будет руководствоваться директор при принятии тактических и оперативных решений, касающихся повседневного управления школой.
Управляющий совет своим коллективным решением определяет в целом режим работы школы в течение учебного года. Он участвует в выборе школой учебных программ, в определении содержания так называемого "школьного компонента", учебного плана. Изменения в Устав школы о полномочиях Попечительского совета
Общеобразовательная школа самостоятельно разрабатывает и принимает свой Устав. Это право закреплено за школой законом. Но за учредителем остается право утверждения принятого школой Устава. Поэтому новая редакция школьного Устава - это предмет договора школьного сообщества с учредителем. Поскольку вы вошли в состав Попечительского совета, это означает, что учредитель и школьное сообщество уже определили место и роль Управляющего совета в управлении школой и наметили за Попечительским советом определенные управленческие полномочия. Если вы создаете Попечительский совет, то вам предстоит разработать новую редакцию школьного Устава и договориться о содержании нового Устава с учредителем.
Исчерпывающий перечень полномочий Попечительского совета должен быть изложен в утвержденном учредителем и зарегистрированном Уставе школы.
Именно там, в Уставе школы, вы и найдёте весь список вопросов, принимать по которым управленческие решения можете вы и только вы в составе Попечительского совета школы. Эти ваши решения будут обязательны для всех в школьном сообществе. И никто не вправе подменять здесь Попечительский совет - ни директор, ни его заместители, ни педагогический совет школы. Пока данный Устав школы никем не изменен, никто, включая директора и сам Попечительский совет, не может изменить перечень управленческих полномочий Попечительского совета ни в сторону их сужения, ни в сторону их расширения. Именно в этих правовых рамках Попечительский совет действует.
Вы можете обнаружить, что в соседней школе список полномочий Попечительского совета несколько отличается от вашего. Это - нормальная ситуация. Вам необходимо ориентироваться на Устав своей школы. Именно по этому Уставу живет ваше школьное сообщество. Это ваша "школьная конституция". И она необязательно должна совпадать с конституциями других школ. В будущем Ваш Попечительский совет сможет предложить внести в Устав изменения, если все почувствуют в этом необходимость.
В вопросах функционирования школы Попечительский совет, как правило, наделен правом решать следующие вопросы:
• устанавливает режим занятий обучающихся, в том числе продолжительность учебной недели - пятидневная или шестидневная; • определяет время начала и окончания занятий; • принимает решение о введении (отмене) единой в период занятий формы одежды обучающихся и персонала школы; • осуществляет контроль над соблюдением здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в школе. В организации образовательного процесса школы Попечительский совет согласовывает:
• компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования ("школьный компонент"); • профили обучения в старшей школе; • выбор учебников из числа рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ. В сфере финансово-хозяйственной деятельности Управляющий совет: • согласует или утверждает по представлению директора школы бюджетную заявку на предстоящий финансовый год; • согласует или утверждает сметы бюджетного финансирования; утверждает сметы расходования средств, полученных школой от уставной приносящей доходы деятельности и из иных внебюджетных источников; • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы, определяет цели и направления их расходования; • согласовывает сдачу в аренду школой закрепленных за ней объектов собственности; • заслушивает и утверждает отчет директора школы по итогам учебного и финансового года, представляет его общественности и учредителю В вопросах взаимоотношений участников образовательного процесса и школы Попечительский совет:
• рассматривает жалобы и заявления обучающихся, их родителей (законных представителей) на действия (бездействие) педагогического и административного персонала школы и принимает по ним решения; • принимает решение об исключении обучающегося из школы (решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства);
• ходатайствует при наличии оснований перед учредителем школы о расторжении трудового договора с учителем, иным работником школы, с директором школы, вносит учредителю предложения о поощрении работников и директора школы.
|